Выставка Н. Гапоновой

В Лискинском историко-краеведческом музее 25 сентября торжественно открылась  выставка работ театральной художницы Нины Гапоновой «Большой мир в маленькой картинной раме». Художница участвовала в постановках опер, драм, сказок, телеспектаклей в Москве, Омске, Кишинёве, Берлине и других городах. С Воронежем Нину Гапонову связывает почти 20-летняя работа в театре драмы им. А. В. Кольцова, с 1971 по 1988 годы. Она стала первой женщиной – главным художником за более 200-летнюю историю существования драмтеатра.

Выставку нам предоставил Воронежский областной музей им И.Н. Крамского. В экспозиции представлены около 26 эскизов, созданных художницей к спектаклям в период с 1970-х по 2000 годы.

Музей им. И. Н. Крамского обладает самой большой коллекцией работ Нины Гапоновой. В 2013 году Нина Ивановна передала в дар Воронежу 120 своих произведений – эскизы костюмов, декораций, афиш.

Нина Ивановна Гапонова – театральный художник, заслуженный художник РСФСР, лауреат Государственной премии им. К.С. Станиславского, работала во многих театрах как в СССР,  так и за рубежом. Нина Гапонова родилась 12 ноября 1935 года в селе Красное Кемеровской области. Окончила Ленинградский государственный институт театра, музыки и кинематографии. Работала художником, главным художником в театрах Омска (1962-1966), Ставрополя, Перми, Волгограда (1968-1970), Кишинева (1970-1971).

В 1971-1989 годах — главный художник Воронежского драматического театра им. А.В. Кольцова. Оформляла спектакли в Воронежском Театре юного зрителя и Воронежском театре оперы и балета. В 1979-1983 годах преподавала в Воронежском художественном училище. В 1983-1989 годах являлась руководителем зональной лаборатории театральных художников (Воронеж). Работала в театре «Глас» г. Москва (1992-1994). Персональные выставки Н. Гапоновой состоялись в Воронеже (1972, 1985) и Москве (1992, 1997). В настоящее время живет в Москве.

 

Нина Гапонова так рассказывала, как эта коллекция появилась в городе, – театральный музей им. А. А. Бахрушина (Москва) планировал забрать эти работы. У них в коллекции только шесть моих работ. Но я решила отдать свою коллекцию любимому Воронежу, потому что здесь прошло почти 20 лет моей жизни, жизни радостной. Все свои звания и награды я получила за время работы в Воронеже. И здесь меня приняли в Союз художников. В Воронеж я приехала их Кишинёва, была чужим человеком, сделала выставку и мне сразу предложили вступить в Союз. В Воронеже мой любимый театр, здесь ещё вышла моя книга (в 2002 году была опубликована книга «Художник театра Нина Гапонова»). И свои работы я передала Воронежу с идеей создания в городе театрального музея. Театральный музей в Москве, Петербурге и даже Омске есть, а здесь нет. Культурной столице Черноземья тоже нужен театральный музей. 

Нина Гапонова в свое время обращалась к представителям региональной власти, были планы открыть театральный музей на базе Дома офицеров. Художница собиралась на добровольных началах принять участие в создании музея. Но задумку с музеем так и не удалось осуществить, тогда Нина Ивановна коллекцию своих работ передала музею им. И. Н. Крамского.

– Работы должны жить на стендах, иначе они гибнут, — считает Нина Ивановна. – Художник работает для людей, а в Бахрушинском музее все в запасниках, и какая от этого радость. Я могу радоваться когда я вижу свои работы, люди видят, потому что моя любовь идет к людям, а людская любовь идет к ним (работам) и они живут. Работы живут, когда их смотрят.

Так она рассказывала о создании эскизов к постановке «Сказка о царе Салтане», которые представлены на выставке в музее.

– У Пушкина море живое, говорливое, оно бурлит. Мне хотелось сделать это живое море, — рассказала Нина Ивановна. – Есть замечательный материал – эксельсиор (напоминает шёлк), дунешь, и он летит. Из него в театрах часто делают пламя. Я расписала этот материал, сделала из него балахоны. И море из этой ткани было сконструировано в несколько рядов, между ними и бочка проходила, и Царевна-лебедь плыла. С этим морем можно было делать всё. В царстве Салтана дома мы сделали из бархата, они были на колёсиках. Спектакль был устроен так, что не нужно было менять занавес, все декорации двигались и менялись на глазах у зрителей. Причём постановка воспринималась цельной и не дробилась на кусочки. 

На вопрос, с чем сейчас связано её творчество и работа, Нина Гапонова отмечает, что на данный момент её увлекло создание кукол для театральных постановок. 

На открытии выступил известный лискинский художник Митин Александр Рудольфович, который долгое время работал театральным художником под руководством Гапоновой Н.И.