Дорожная карта толерантности,  Новости,  Проекты

ИСЛА́М

ИСЛА́М  — од­на из ми­ро­вых ре­ли­гий, вто­рая по чи­слен­но­сти по­сле хри­сти­ан­ст­ва. От­но­сит­ся к мо­но­те­ис­ти­чес­ким, т. н. ав­ра­ами­чес­ким ре­ли­ги­ям.

История ислама в Воронежской обл. – неизученное явление. Самым древним периодом  следует считать эпоху Хазарского каганата, поскольку в соседних областях Украины были найдены и идентифицированы как мусульманские поселения  родственные салтово-маяцкой археологической культуре.

Ордынская эпоха (XIII–XV вв.) оставила на тер. области такие археологические памятники, как золотоордынские мечети-мавзолеи у пос. Красный, которые наряду с синхронным им поселением XIV в. маркировали центр кочевого улуса; могильник «Олень-Колодезь» с погребенными там представителями кочевой золотоордынской аристократии; Таганский грунтовый могильник и др. В ту же эпоху зародилось и малоизученное административно-политич. образование в р-не русско-ордынского пограничья в Ср. Подонье (тер. Воронежской, Тамбовской и ряда др. соседних областей) – Червленый Яр.

После распада Улуса Джучи на землях нынешней Воронежской обл. происходило противостояние постордынских государств. В 1501 г. сначала правитель Большой Орды хан Шейх-Ахмед построил крепость в устье р. Тихой Сосны (ныне Лискинский р-н), затем крымский хан Менгли-Гирей поставил свою «крепость» на др. берегу Тихой Сосны. После разгрома Большой Орды в 1502 г. на эти земли претендовало Крымское ханство в качестве наследника Золотой Орды.

Изредка в документах XVII в. упоминаются воронежские служилые татары, но достоверной информации о них нет. В 1784–86 гг. в Воронеже проживал посл. крымский хан Шахин-Гирей

Новый этап И. и. связан с Михайловским кадетским корпусом в Воронеже. По планам российских властей, это военное училище должно было готовить кадры для дальнейшего обучения в столичных военно-учебных заведениях. Указом от 12.02.1839 г. министр внутренних дел обязывался приписать Кавказские области к числу губерний, причисленных к этому корпусу; а указом от 7.03.1839 г. командир Отдельного Кавказского корпуса – определить в кадетские корпуса «детей азиатцев не старше 10 лет». Корпус был открыт в кон. 1845 г. Во всем Воронеже в 1865 г. проживало всего 6 мужчин «магометанского исповедания». Помимо кадетов-мусульман Михайловского корпуса, в кон. XIX в. на тер. области были войсковые соединения, где служили последователи ислама.

Численность кадетов-мусульман Михайловского корпуса значительно возросла в нач. ХХ в.  Рост численности военнослужащих-мусульман в Воронежской губ. наблюдается также после 1910 г. Октябрьская революция 1917 г. и последовавшие за ней события надолго прервали историю ислама на Воронежской земле. Современная мусульманская община Воронежской области сложилась только в конце сов. эпохи и в постсоветское время.

Согласно переписи 1989 г., в области проживалипусские, украинцы, азербайджанцы; татары, чеченцы, узбеки. По итогам переписи 2002 г. отмечено увеличение числа представителей всех этих этносов, за исключением узбеков.

Азербайджанцы, чья численность выросла на 31% составили уже 0,18% населения области. Впрочем, по оценке СМИ, их численность достигает в наст. время уже 40 тыс. чел. Увеличение численности происходит как за счет естественного, так и миграционного прироста.

Связанные изображения: