Новости,  Патриотическое воспитание,  Полезные ссылки

Международный День борьбы против фашизма, расизма и антисемитизма

Добрый день, дорогие друзья! Начать сегодняшний день хотелось бы с одного стихотворения.

В начале двадцатого века,
в девятый ноябрьский день,
потеряв лицо человека,
убивали люди людей.

Без всякой на то причины
За то, что ребенок – еврей,
убивали ребенка свиньи,
надевая обличье людей.

В память страшной осенней ночи
Дата названа в мире давно.
Расскажите сыну и дочери,
Повторенья быть не должно.

Как вы думаете, чему посвящено данное стихотворение, какому событию в нашей истории?

Давайте посмотрим одно видео, и узнаем, так это или нет, после чего вы ответите для себя на несколько вопросов:

— Почему ночь с 9 ноября называлась «Хрустальной»?

— Началу чего послужило данное событие?

— Сколько евреев было уничтожено в результате Холокоста?

— Почему именно евреи?

Несколько лет страшных событий, несколько миллионов смертей.

Как вы думаете, почему именно к евреям, цыганам, было такое предвзятое отношение?

Жизнь в стране не ладилась, немцев преследовал страх перед будущим. Кто-то за это ответит? Вину возложили на либералов и евреев. Все, кто выглядел иначе, вел себя не так, как другие, говорил и думал по-своему, — воспринимались как опасные элементы. Доказывали, что если избавиться от «пришлых», то жизнь наладится: «Совершенно очевидно, что евреи, негры, цыгане и славяне не родственны немцам по биологическому виду. Их кровь несовместима с нашей. Государство должно принять на себя обязанности садовника. Задача — устранить непригодный семенной фонд и чуждые побеги».

Начали с охоты на «гибридов» — это немецкие дети, родившиеся в Рейнской области от цветных солдат французской оккупационной армии после 1918 года. Тот факт, что темнокожие мужчины понравились немкам, вызвал у националистов едва ли не больший гнев, чем поражение в войне. Тайная полиция искала таких детей по всему левому берегу Рейна, у трехсот восьмидесяти пяти обнаружили «примесь негроидной расы». Детей стерилизовали — в церковных больницах, отчет о каждой операции отправляли в Берлин.

Взялись за цыган. Какие претензии к цыганам? Они другие — темноволосые, с оливковой кожей. Не только говорили на своем языке и посвоему одевались, но и селились отдельно, кочевали, не ходили в церковь. Их нежелание быть как все раздражало. Немецкие биологи утверждали: «Цыгане являются продуктом скрещивания рас, причем они преимущественно скрещиваются с уголовными преступниками, что привело к созданию цыгансковоровского люмпен-пролетариата. Мы признали цыган изначально примитивными. Отставание в умственном развитии делает их неспособными к жизни в обществе».

Одни из ключевых слов нашего мероприятия – фашизм и нацизм.

Чем же они различаются?

Давайте с вами посмотрим одно видео, которое поможет это разъяснить

Ксенофобия – это ненависть или навязчивая боязнь кого-либо или чего-либо незнакомого, непривычного, понимание всего чужого в качестве непостижимого, враждебного и небезопасного (например, расовая ксенофобия).

Как расизм проявляется в жизни? Вы с этим сталкивались? Может быть сами проявляли это чувство?

Давайте посмотрим видео, про бытовой расизм.

Как себя чувствуют эти люди?

Поступали ли вы так же, как и русские, на видео?

А чем представленные в ролике люди отличаются от остальных?

Антисемитизм — нетерпимость, неприязненное и/или враждебное отношение к евреям. Сегодня антисемитизм признан формой ксенофобии, имеющим общие корни с шовинизмом и расизмом. Кто такие семиты? Давайте с вами посмотрим, как обстояла борьба против евреев.

Холокост и есть ярко выраженный антисемитизм

Друзья, мы с вами разобрались в терминах. Скажите, все эти понятия, можно назвать преступными в отношении человечества?

А какие преступления против человечества вы знаете?

Вернёмся же в самые страшные, и так ярко демонстрирующие нам ужасы и зверства, фашизма, нацизма, антисемитизма, времена: Великая Отечественная война.

Наш район, так же как и тысячи других, пострадал от чудовищных проявлений нацизма.

И одно из таких проявлений – Абрамка.

Абрамка — так с давних времён называли старожилы села Лиски огромный лог со звонкоголосою криницею, подступавший к селу с поля. И не думал — не гадал люд сельский, что в лето 42-го не соловьиной трелью наполнится до самых краёв Абрамка, а пулемётными очередями, гарью пороховой да предсмертными криками женщин, стариков и детишек.

…Июль 1942-го. Немецкие танки под гогот спешащей за ними пехоты, прорвав оборону у Острогожска и Коротояка, уткнулись хищными стволами в правый берег Дона за окраинными улочками сёл Лиски и Залужное.
Не удалось фашистам с ходу взять непокорную станцию Лиски и город с говорящим именем Свобода при ней. И тогда, чтобы в спины захватчиков не дышал русский гнев, объявили они Лиски и Залужное прифронтовой зоной. Прифронтовая – значит безлюдная…

Вспоминает Алексей Синельников, бывший партизанский орлёнок-связной:
«Двенадцать лет мне в то лето было. В конце июля вслед за немецкими мотоциклистами пошли по улицам автоматчики. Из домов женщин с детками малыми да немощных стариков выгоняют, прикладами в колонны заталкивают. Погнали через Никольскую гору на дорогу, ведущую в Ковалёва. По бокам – всадники на огромных лошадях. Плач над колонной стоит, пыль и жара несусветные. Некоторые женщины кинулись из Никольского родника воды детишкам набрать, так изверги автоматными очередями их остановили. Воду по дороге пили из копытных следов, оставшихся на обочине. К сумеркам втянулась измождённая колонна в Ковалёво. Согнали немцы нас в кучу на площади – здесь ночевать будете. Женщины, кто помоложе, засобирались в село наше вернуться, чтобы еды и одежду детям прихватить: к утру надеялись обернуться.
Пошла с ними и наша соседка, тётя Маруся. Она уже на сносях была, вот-вот родить должна. Но никто из женщин так и не вернулся к утру. Прибежали плачущие детишки, рассказали, что всех их в Абрамке расстреляли немцы. И тётю Марусю тоже… А из ямы расстрельной крик ребёнка родившегося они слышали…»

Ольга Дмитриевна Тютюнникова, сидя на крыльце, вязала шерстяные варежки, когда услышала с улицы плач сыночка Василия. Рослый мадьяр, схватив ребёнка, тащил его к Абрамке, снимая с плеча винтовку. Бросившись на крик, женщина стала умолять изверга обменять сына на варежки. Так варежки и спасли сына.

Учительница Лисянской СОШ Татьяна Закотельникова, которая вместе с мамой Верой Николаевной Стародубцевой занималась трагедией Абрамки, рассказала и о таких драматических эпизодах:

— Нашей землячке Марии Сергеевне Милькиной было в ту пору 16 лет, когда она вместе с мамой и другими женщинами и детьми вернулись в Лиски из Ковалёво, чтобы взять провианта и одежду. Мадьяры всех арестовали и повели в Абрамку, заставили копать яму. Сначала расстреляли женщин. Потом на край расстрельной ямы поставили и семерых детишек вместе с Машей. Но начался обстрел, и расстрелять детей изверги не успели. На ночь закрыли в хате, а утром выдали пропуска и заставили вернуться в Ковалёво. Не успели детишки отбежать за околицу, как по ним открыли огонь из пулемётов. Слава Богу, никого не убили. А Маша Милькина, оставшись без мамы, одна воспитывала пятерых своих сестричек и братиков… Другой землячке, Евдокии Жижелевой, в августе 42-го было всего 4 годика. Мама пришла с ней в село и, оставив ребёнка у железнодорожной насыпи, направилась в избу, чтобы взять картошки. Мадьяры схватили её и тоже расстреляли в Абрамке. Девочка росла одна, потом уехала в Украину. В прошлом году группа учителей Лисянской школы по приглашению земляка, Владыки Арсения, гостила в Святогорске, в Святогорской Свято-Успенской лавре. И неожиданно встретили там Евдокию Савичну Жижелеву, которая, узнав о земляках, пришла встретиться с ними и передала всю свою пенсию, чтобы в Лавре помянули её расстрелянную в Абрамке маму и всех лисянских детей и женщин.

Преступлений таких было великое множество:

Нелегкие испытания выпали на долю жителей правобережных селений. С первых дней оккупации начались для них немыслимые страдания. Оккупанты расхищали народное добро и культурные ценности, издевались над людьми, сознательно и планомерно истребляли их. Они врывались в дома колхозников, заглядывали в шкафы и сундуки, рыскали по сараям и погребам, забирая все, что попадалось под руку.
    Несколько дней находились фашистские изверги в селе Щучье, однако успели оставить здесь кровавые следы. Оккупанты были выбиты из села сибиряками 309-й дивизии в августе 1942 года. Вот суровые строки документа, составленного тогда и хранящегося теперь в архиве Министерства обороны:
    » Акт. 1942 года 14 августа, с. Щучье. Мы, нижеподписавшиеся, политрук Попов И. А., военфельдшеры Коновалов А. Л. и Червенко Т. И., составили настоящий акт о чудовищных зверствах немецких разбойников и их венгерских холуев, учиненных ими в селе Щучье. После того, как из села Щучье были выбиты фашисты, нами обнаружено следующее:
    Захваченный раненый лейтенант Сологуб Владимир Иванович был зверски замучен немецкими варварами, на его теле 20(двадцать) ножевых ран.
    Младший политрук Большаков Федор Иванович тяжелораненым попал в плен. Кровожадные разбойник долго тешились над неподвижным телом коммуниста. На руках его были вырезаны звезды, на спине несколько ножевых ран.
    Санинструктор Виленский Семен тяжелораненым был подобран Горбачевой Акулиной. Немцы узнали об этом, взяли Виленского вместе с постелью, на которой он лежал, и живым зарыли в яму.
    Из села забрали всех мужчин от 13 до 80 лет. Всего из села угнали более 200 человек. При выходе из села Щучье расстреляли тринадцать ни в чем не повинных наших граждан, в том числе Пивоварова Никиту Никифоровича и его сына Пивоварова Николая, Зюбина Михаила Николаевича, Шевелева Захара Федоровича, Коржова Николая Павловича и других. Жители подвергались ограблению, у многих взяли вещи. Из села угнали 170 коров и более трехсот овец.
    … Бежавший из фашистского плена 16-летний Вася Горбачев (взятый из села Щучье вместе со стариками) рассказал о казнях, которые ему пришлось видеть по пути до Осторогожска. В хуторе Новая Грань разъяренные гитлеровцы с визгом резали пленного красноармейца, а потом отрубили ему голову и оставили труп незарытым.
    В настоящем акте мы изложили лишь частицу дикой расправы немецких головорезов над пленными красноармейцами и советскими гражданами.
    Подписи: Политрук Попов, военфельдшер Коновалов, Горбачев Василий».
   

Бандитский разбой в Колыбелке также начался с первого дня оккупации. Ворвавшись в село, фашисты схватили девять ни в чем не повинных колыбельцев, привели их к сельскому клубу, заставили вырыть яму и тут же расстреляли восьмерых. Девятого оставили для того, чтобы он зарыл убитых товарищей, а потом убили и его. На следующий день они расстреляли 22 человека у хутора Донецкого. В их числе оказались пятнадцатилетний Ваня Брижагин, шестнадцатилетняя Маша Ванюшкина, комсомоле Егор Пискунов.
    С наступлением холодов в Колыбелку пригнали 60 красноармейцев. Палачи сняли с них одежду и обувь, вывели за околицу села и расстреляли, а трупы сбросили в канаву. Во время освобождения Колыбелки был пленен фашистский офицер Ярош Сквилаш, который руководил массовыми расстрелами. На допросе головорез показал, что убивал советских людей даже не за какую-нибудь провинность, а просто для счета. Убитых он выдавал за партизан, получая за каждого вознаграждение.    Свыше ста человек фашисты расстреляли в селах и хуторах Ковалевского сельсовета. Гнусную роль в те черные дни сыграли бургомистр Мизюк, его прихвостень Шишов, перебежавший из Песковатки в услужение к врагу, и некая фельдшерица Нюська. Они рыскали по домам, вымогали деньги и другие материальные ценности. Евдокию Семеновну Черкасову расстреляли за то, что она пыталась усовестить Мизюка и Шишова, советовала им одуматься, не идти против народа, против Родины. Евдокия Мартыновна Котырева поплатилась жизнью за то, что доводилась сестрой жене местного коммуниста, политработника Красной Армии Якова Васильевича Егорова; Феню Поповичеву убили за то, что она знала Е. М. Котыреву. Немало страданий и жертв выпало на долю и других временно оккупированных врагом сел.

Близится победа, русские в Берлине. Друзья, а какой акт произошел, после которого уже можно было считать, что победа за нами, еще до того, как Гитлер подписал пакт о капитуляции? (поднятие знамени на Рейхстагом)

Водружение Знамени Победы над Рейхстагом началось уже после атаки самого здания. В первую очередь полковник Зинченко, который руководил 756-м полком, поздравил солдат с успешно проведенной операцией. Именно он выдал распоряжение по доставке Знамени из штаба. Кроме того, есть сведения, что именно он и дал команду выбрать двух героев, которые будут поднимать флаг Победы. Ими стали Егоров и Кантария.

Где-то в 21.30 они смогли пробраться на крышу Рейхстага. После этого они в первую очередь закрепили знамя на фронтоне, располагающемся над главным входом. Затем, получив соответствующую команду, под постоянным обстрелом и с риском сорваться Егоров и Кантария забрались на самый верх купола и водрузили на нем символ Победы. И произошло это уже в час ночи, соответственно, 1 мая.

Сержант Егоров… Младший сержант Кантария… Имена эти с мая 1945 года стали для всего мира живыми победными символами, как и красное Знамя Победы, водруженное ими над поверженным рейхстагом. И мало кто знает, что стяг Победы шел к Берлину вместе с солдатом-грузином Мелитоном Кантария от… берегов лискинского Дона. Именно отсюда красноармеец Кантария в сентябре 1941-го был призван Лискинским военкоматом в ряды Красной Армии.

Как случилось, что будущий знаменосец Победы начинал свою фронтовую дорогу к рейхстагу от железнодорожных Лисок? Он, раненый в боях с белофиннами, долечивался в госпитале в Лисках. Осенью 1941-го его отсюда и призвали — теперь уже на войну с фашистской Германией.

Подтверждается это, в частности, наградным листом Героя, где в графе «место призыва» значится — «Лискинский РВК Воронежской области».

Поэтому можно с гордостью говорить, что древко знамени Победы упирается в донские кручи.

9 мая 1945 года нацизм в Германии был разгромлен. На алтарь Победы над этой нечистью были положены миллионы жизней советских людей. Казалось, что после победного майского салюта сами понятия «нацизм», «фашизм», «расизм» остались в прошлом как одна из наиболее чёрных страниц истории человечества. Однако с момента «хрустальной ночи» прошло более 80 лет, со дня Великой Победы – 76 лет, но межнациональная, межрасовая и межэтническая ненависть, к величайшему сожалению, не только никуда не исчезла, но и при определённом покровительстве набирает обороты.

Мы — Люди, независимо от того, кто мы по национальности, не будем молчать. Делать вид, что ничего не происходит, отворачиваться, пробегать мимо, когда совесть требует — ОСТАНОВИСЬ! Мы никогда не должны позволять, чтобы унижали наше достоинство по расовому или национальному признаку.

«Никогда не бывает геноцида против одного народа. Геноцид всегда против всех». Сегодня унижают один народ, завтра унизят другой!

Давайте же будем с вами терпимы, толерантны, и будем помнить, раны, нанесённые одному народу – не заживают у всего земного шара. Спасибо за внимание!

Связанные изображения: