Дорожная карта толерантности,  Новости,  Проекты

Православие

В этом году исполняется 338 лет со дня основания Воронежской и Борисоглебской епархии Русской Православной Церкви.
Началом исторического бытия Воронежской епархии стало учреждение на Московском Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви 1681-1682 годов Воронежской епархии и избрание на вновь созданную кафедру игумена Свято-Троицкого Макариево-Унженского монастыря Митрофана. Игумен Митрофан был известен с одной стороны как человек строгой христианской жизни настоящий молитвенник и аскет «муж истинно праведный и святой», а с другой стороны за годы управления одной из крупнейших обителей своего времени прославившийся как талантливый церковный администратор.

 Главной заботой первого воронежского архипастыря было просвещение светом Христовой истины жителей «Дикого поля», как, и по условиям жизни и по суровости нрава местных жителей, называли до конца XVII столетия край, порученный попечению Святителя Митрофана. За более чем 20-летнее управление Воронежской епархией ему удалось «всецело овладеть сердцами воронежцев».

«Замечательно, — пишет известный историк и краевед XIX века Леонид Борисович Вейнберг, — что с возникновением Воронежской епархии все реже и реже встречаются в актах местных архивов лица с нехристианскими именами, проявляется особая забота о местном населении, о благолепии храмов, о презрении калек и престарелых, о выкупе пленных, и замечается смягчение нравов…».

Духовное наследие и главное опыт устроения епархиальной жизни первого епископа Воронежского крайне востребованы на современном историческом этапе развития Русской Православной Церкви.

Достойным наследником и продолжателем дела строителя Воронежской Церкви святителя и чудотворца Митрофана по духовному просвещению жителей Центрального Черноземья стал святитель Тихон (Соколов) епископ Воронежский, Задонский чудотворец. Несмотря на то, что святитель Тихон управлял Воронежской епархией чуть более трех лет, он оставил о себе в Воронеже добрую память. Особая забота Задонского чудотворца о духовном просвещении особенно ярко проявилась в попечении о нуждах Воронежской Духовной Семинарии, которая была существенно реорганизована и стала подлинным образовательным центром всего Черноземья. Так, еще при жизни святителя Тихона Воронежская семинария воспитала, ученого-энциклопедиста, первого историка-краеведа Воронежа, педагога, Евфимия Алексеевича Болховитинова в будущем знаменитого церковного иерарха митрополит Киевского и Галицкого Евгения (Болховитинова).

Святитель Тихон, епископ Воронежский, Задонский чудотворец внес существенный вклад в процесс становления самобытной русской богословской школы. Будучи преподавателем, первоначально Новгородской, а в дальнейшем ректором Тверской Духовной семинарии, в те годы еще архимандрит Тихон (Соколов), проявил незаурядные творческие способности. Ему удавалось мастерски переработать западные сочинения и учебники по богословию, соотнося их содержание с православным вероучением.

Многочисленные духовно-нравственные сочинения святителя Тихона, которые стали очень популярны еще при его жизни, будучи написаны на русском наречии, дали существенный импульс делу изменения языка преподавания в Духовных школах России. Именно трудами знаменитых церковных иерархов святителей в 30-х годах XIX века официальным языком преподавания в Духовных школах становится русский, а не латынь как ранее. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что труды святителя Тихона Задонского имеют особое значение не только для Воронежского края, но и для всей Русской Православной Церкви.

Существенным этапом в истории Воронежской епархии было более чем 20-летнее пребывание на кафедре святителей Митрофана и Тихона, сомолитвенника преподобного Серафима Саровского, ученика митрополита Евгения (Болховитенова) святителя Антония (Смирницкого), архиепископа Воронежского. Святитель Антоний был одним из самых талантливых церковных администраторов своего времени. Его трудами была существенно реорганизована как приходская и монастырская, так и в целом епархиальная жизнь в нашем регионе. Именно в эти годы Воронежская семинария воспитала целую плеяду знаменитых церковных и общественных деятелей: митрополита Московского Леонтия (Лебидинского), святителя Иустина (Полянского), епископа Уфимского, поэтов А. П. Сребрянского, И. С. Никитина.

Существенный след в истории Воронежской епархии оставил уроженец Воронежской губернии, воспитанник Воронежской семинарии, в дальнейшем один из самых талантливых ее преподавателей, а с 1881 по 1887 год ректор Воронежской семинарии, церковный историк и непревзойденный агиолог, а также известный церковный иерарх архиепископ Димитрий (Самбикин). Именно трудами тогда еще простого преподавателя Воронежской семинарии была создана первая в Воронеже публичная библиотека, которая в дальнейшем была преобразована в Воронежскую областную универсальную научную библиотеку имени И. С. Никитина. Будучи ректором Воронежской семинарии он существенно упорядочил учебно-воспитательный процесс и оставил после себя духовную школу способной к полноценному мирному и спокойному развитию.

С именем святителя Митрофана связано становление Воронежской епархии, с его же именем во многом промыслительно связано и возрождение после практически полного разорения Воронежской Церкви. Подлинное чудо, что в один из самых тяжелых периодов истории Русской Церкви в середине 1960-х годов честные мощи святителя Митрофана одними из первых были возвращены Церкви. Знаменательно, что именно после перенесения этой великой святыни в 1989 году в Покровский кафедральный собор для всенародного почитания начинается стремительное возрождение храмов.
За более чем трехвековую историю Воронежской епархии были явлены миру десятки святых, жизненный путь которых, неразрывно связан с Воронежским краем.

Материал подготовлен с использованием открытых источников:

http://pravera.ru/index/istoricheskij_put_voronezhskoj_eparkhii_kak_istorija_svjatosti_reva_konstantin_alekseevich/0-629

https://www.pravenc.ru/text/155254.html

 

Связанные изображения: