Дорожная карта толерантности,  Новости,  Проекты

РИ́МСКО-КАТОЛИ́ЧЕСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ

Why us

РИ́МСКО-КАТОЛИ́ЧЕСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ

(РКЦ; лат. Ecclesia Catholica Romana), круп­ней­шая по чис­лу ве­рую­щих хри­сти­ан­ская Цер­ковь, объ­е­ди­няю­щая по­сле­до­ва­те­лей ка­то­ли­циз­ма. Со­глас­но сво­ему на­зва­нию, Все­об­щая (ка­то­ли­че­ская, греч. ϰαθολιϰή) цер­ковь с цен­тром в Ри­ме. Её гла­вой (пред­стоя­те­лем) яв­ля­ет­ся па­па Рим­ский. С точ­ки зре­ния пра­во­слав­ной экк­ле­зио­ло­гии до сер. 11 в. Рим. цер­ковь, в юрис­дик­ции ко­то­рой на­хо­ди­лись хри­стиа­не Зап. Ев­ро­пы, пред­став­ля­ла со­бой од­ну из по­ме­ст­ных церквей­ и яв­ля­лась ча­стью Все­лен­ской церк­ви; в ре­зуль­та­те Ве­ли­кой схиз­мы 1054. Рим. цер­ковь от­па­ла от Все­лен­ско­го пра­во­сла­вия, с это­го вре­ме­ни её при­ня­то име­но­вать Рим­ско-ка­то­лич. цер­ко­вью.

В пе­ри­од фео­даль­ной раз­дроб­лен­но­сти Ки­ев­ской Ру­си и в Московском цар­ст­ве РКЦ бы­ла пред­став­ле­на очень не­мно­го­чис­лен­ны­ми хра­ма­ми, по­стро­ен­ны­ми для нужд тор­го­вых пред­ста­ви­те­лей В ре­зуль­та­те раз­де­лов Ре­чи По­спо­ли­той во 2-й пол. 18 в. в со­став Российской. им­пе­рии во­шли тер­ри­то­рии со зна­чительным. чис­лом ка­то­лического на­се­ле­ния, струк­ту­ра­ми РКЦ. В 1773 в Рос­сии для ка­то­ли­ков латинского об­ря­да бы­ла соз­да­на Мо­ги­лёв­ская епар­хия (с 1782 ар­хи­епар­хия, позд­нее – ми­тро­по­лия, объ­е­ди­нив­шая несколько ка­то­лических епар­хий на тер­ри­то­рии Российской им­пе­рии, с ре­зи­ден­ци­ей ми­тро­по­ли­та в С.-Пе­тер­бур­ге).

В конце XVII — начале XVIII века на воронежской верфи работали немцы и итальянцы, исповедовавшие католичество. Они жили в Немецкой слободе, и впервые католический священник упоминается в Воронеже в 1845-1850 гг. В 1857 г. в Воронеже жили около 200 католиков, в основном поляки. С 1863 г. в Воронеже существовала католическая община во имя Св. Девы Марии Заступницы, ее молитвенный дом размещался во флигеле рядом с лютеранской кирхой, в 1868 г. впервые упоминается «ксендз городского костела» Болеслав Славинский. В результате ссылки в Воронеж участников польского восстания 1863-1864 гг. численность католиков возросла. Во 2-й половине 80-х гг. было решено построить в Воронеже костел, Городская дума выделила для него земельный участок. В 1877 г. в губернии насчитывалось 1885 католиков, в Воронеже действовало кладбище, называвшееся то немецким, то католическим.

В 1889-1893 гг. в католической общине была построена новая каменная церковь, освященная во имя Пресвятой Девы Марии Заступницы. В 1893 г. ксендз Феликс Грохольский освятил костел во имя св. Александра, при храме действовали «человеколюбивое общество» и начальная школа. По неподтвержденному сообщению митрополита Сергия (Петрова), в 1913 г. в Воронеже действовал литовский костел. По 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г., к римско-католическому вероисповеданию в Воронежской губернии принадлежали 2159 чел. (в т. ч. в Воронеже 1273 чел.), из них польский язык назвали родным 1778 человек.

После закрытия костела в 1932 г. часть реликвий были распределены по разным антирелигиозным музеям СССР. В июле 1947 г. горисполком передал костел в пользование общине евангельских христиан-баптистов. Весной 1962 г. костел был снесен. Католическая община воссоздана в начале 90-х гг., с 1993 г. зарегистрирована и относилась к юрисдикции московской Апостолической Администратуры для католиков лат. обряда (позже к Администратуре юга России с центром в Саратове). С февраля 2002 г. община находится в юрисдикции Римско-католической епархии святого Климента. В сентябре 2003 г. воронежская община Святой Девы Марии Заступницы приобрела в собственность здание в центре города, где разместились молитвенный дом, учебный класс, жилые помещения

По материалам из открытых источников:
https://bigenc.ru/religious_studies/text/3510282

Связанные изображения: