РИ́МСКО-КАТОЛИ́ЧЕСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ
Why us
РИ́МСКО-КАТОЛИ́ЧЕСКАЯ ЦЕ́РКОВЬ
(РКЦ; лат. Ecclesia Catholica Romana), крупнейшая по числу верующих христианская Церковь, объединяющая последователей католицизма. Согласно своему названию, Всеобщая (католическая, греч. ϰαθολιϰή) церковь с центром в Риме. Её главой (предстоятелем) является папа Римский. С точки зрения православной экклезиологии до сер. 11 в. Рим. церковь, в юрисдикции которой находились христиане Зап. Европы, представляла собой одну из поместных церквей и являлась частью Вселенской церкви; в результате Великой схизмы 1054. Рим. церковь отпала от Вселенского православия, с этого времени её принято именовать Римско-католич. церковью.
В период феодальной раздробленности Киевской Руси и в Московском царстве РКЦ была представлена очень немногочисленными храмами, построенными для нужд торговых представителей В результате разделов Речи Посполитой во 2-й пол. 18 в. в состав Российской. империи вошли территории со значительным. числом католического населения, структурами РКЦ. В 1773 в России для католиков латинского обряда была создана Могилёвская епархия (с 1782 архиепархия, позднее – митрополия, объединившая несколько католических епархий на территории Российской империи, с резиденцией митрополита в С.-Петербурге).
В конце XVII — начале XVIII века на воронежской верфи работали немцы и итальянцы, исповедовавшие католичество. Они жили в Немецкой слободе, и впервые католический священник упоминается в Воронеже в 1845-1850 гг. В 1857 г. в Воронеже жили около 200 католиков, в основном поляки. С 1863 г. в Воронеже существовала католическая община во имя Св. Девы Марии Заступницы, ее молитвенный дом размещался во флигеле рядом с лютеранской кирхой, в 1868 г. впервые упоминается «ксендз городского костела» Болеслав Славинский. В результате ссылки в Воронеж участников польского восстания 1863-1864 гг. численность католиков возросла. Во 2-й половине 80-х гг. было решено построить в Воронеже костел, Городская дума выделила для него земельный участок. В 1877 г. в губернии насчитывалось 1885 католиков, в Воронеже действовало кладбище, называвшееся то немецким, то католическим.
В 1889-1893 гг. в католической общине была построена новая каменная церковь, освященная во имя Пресвятой Девы Марии Заступницы. В 1893 г. ксендз Феликс Грохольский освятил костел во имя св. Александра, при храме действовали «человеколюбивое общество» и начальная школа. По неподтвержденному сообщению митрополита Сергия (Петрова), в 1913 г. в Воронеже действовал литовский костел. По 1-й Всероссийской переписи населения 1897 г., к римско-католическому вероисповеданию в Воронежской губернии принадлежали 2159 чел. (в т. ч. в Воронеже 1273 чел.), из них польский язык назвали родным 1778 человек.
После закрытия костела в 1932 г. часть реликвий были распределены по разным антирелигиозным музеям СССР. В июле 1947 г. горисполком передал костел в пользование общине евангельских христиан-баптистов. Весной 1962 г. костел был снесен. Католическая община воссоздана в начале 90-х гг., с 1993 г. зарегистрирована и относилась к юрисдикции московской Апостолической Администратуры для католиков лат. обряда (позже к Администратуре юга России с центром в Саратове). С февраля 2002 г. община находится в юрисдикции Римско-католической епархии святого Климента. В сентябре 2003 г. воронежская община Святой Девы Марии Заступницы приобрела в собственность здание в центре города, где разместились молитвенный дом, учебный класс, жилые помещения